О конференции
«EdCrunch Томск» – сибирская ветвь одной из крупнейших в Европе конференций в области новых образовательных технологий в среднем, высшем и профессиональном образовании «EdCrunch».
Ключевой идеей «#EdCrunch Томск» является выявление и обсуждение передовых технологий, трансформирующих ландшафт современного образования, а также условий их эффективности при решении актуальных задач современного общества при переходе к индивидуализированному, студенто-центрированному, распределенному, доступному образованию.
В центре внимания "EdCrunch Томск" роль и функция образования в эпоху искусственного интеллекта
Участники конференции
- Специалисты в области передовых технологий обучения
- Представители образовательных и коммерческих организаций, занимающиеся разработкой и продвижением технологий в образовании, развитием онлайн-обучения
- Представители стартапов в сфере образования
- Руководители образовательных программ, преподаватели вузов
- Специалисты сферы общего и среднего профессионального образования
- Студенты, магистранты, аспиранты, школьники старших классов
- Все, кто заинтересован в применении цифровых технологий в области образования
Описание основных треков и секций конференции
ТРЕК 1. СМЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
В эпоху глобальных изменений всех сфер жизни под влиянием цифровых технологий и искусственного интеллекта образование также отмечает вступление в новую парадигму, парадигму синергии технологий Learning и E-Learning, появления и развития принципиально новых образовательных технологий. Новые подходы связаны с развитием новых ролей преподавателя, смещением акцентов с преподавания на управление обучением, с поиском новых образовательных моделей и решений.
Секции:
1.1. Педагогический дизайн и цифровая дидактика
Blended Learning - смешанное обучение - признается образовательной моделью будущего. Эффективность модели достигается за счет синергии лучшего из привычных форматов обучения “лицом к лицу” и новых технологий электронного и онлайн обучения. Переход к смешанному обучению требует перепроектирования образовательного процесса. Секция обсуждает вопросы: как проектировать и выстраивать образование с применением новых образовательных технологий? Какие педагогические подходы соответствуют цифровой реальности? В чем специфика цифровой педагогики и дидактики? Приглашаются спикеры с кейсами, исследованиями, моделями.
1.2. Город, который учится, город, который учит
На секции обсуждаются новые формы и технологии непрерывного образования, способные выступить драйверами развития образовательных организаций всех уровней (вузов, школ, СПО), корпораций и целых территорий
1.3. Экспериментальный образовательный дизайн
На секции обсуждаются принципы и примеры проектирования образовательных программ нового поколения, эксперименты в дизайне “2+2”, перепроектирования широкого бакалавриата и программ магистратуры, применения игрофикации и игропрактик, учебной аналитики и цифрового следа.
В рамках серии мероприятий секции поднимаются вопросы поиска баланса между технологиями Learning и e-Learning, индивидуальных и групповых практик, игровых и академических методов, преподавания и модерации при формировании self- и soft skills. Намечаются исследовательские подходы к постановке образовательных результатов и оценке их сформированности.
Специальные мероприятия Трека 1:
- Симуляция «SCIENCE TEAM»
- Futures - грамотность
- Баттл "Edutainment: pro et contra".
- Онлайн-игра "Путешествие героя по Искусственному интеллекту" текстовый квест на платформе Discord
- Мастер класс. Платформенные решения для изучения иностранного языка
- Мастер-класс. Создание цифровой среды для обучения иностранных студентов в смешанной реальности
- Сателлитный медицинский симпозиум "Новый мир образования в медицине в условиях пандемии: новые вызовы и возможности"
«SCIENCE TEAM» - это командная игра для молодых ученых, аспирантов, членов кадровых резервов и слушателей исследовательских магистратур с одновременным участием от 30 до 100 человек в составе 6 – 10 команд.
Мероприятия организованы Международной сетевой лабораторией программ Futures-грамотности ТГУ и посвящены исследованиям и практикам в области образования, ориентированного на будущее, и связанной с этим грамотности – futures literacy. Будет представлена платформа искусственного интеллекта «Shaping Tomorrow» для программ futures-грамотности, ее принципы и возможности. Также состоится обсуждение сочетания парадигм Collective Intelligence и Artificial Intelligence в программах futures-грамотности. Помимо этого, будут представлены кейсы из истории программ работы с будущим в общем образовании Томской области: «Зачем школьникам futures-грамотность?»
С одной стороны, образовательный опыт в широком смысле предполагает переосмысление, расширение и усложнение картины миры, выход из зоны комфорта, отказ от прежних установок в пользу новых. С другой стороны, становится нормой жизни геймификация обучения и обучение, основанное на игре (game-based learning). Так должно ли образование развлекать, и не является ли это подменой глубинных целей обучения? Гости баттла выступят с разных позиций и приведут свои аргументы, а зрителям предстоит их оценить и принять решение, на чьей они стороне.
Время игры: полтора часа, 90 минут
Концепт и краткое описание сюжета: игра-погружение, построенная по принципу текстового квеста. Игроки – Исследователи, призванные разобраться со странной активностью новейшего сверхмощного ИИ, который перестали понимать его создатели. Искусственный интеллект перестал выдавать ответы кодом, перейдя на образно-символьный язык, который предстоит обработать Исследователям посредством погружения в виртуальную среду, в которой будут моделироваться ситуации, выдаваемые машиной. Для того, чтобы игроки не потерялись в виртуальной реальности им на помощь приходят Операторы (модераторы), держащие с ними связь на протяжении погружения, пытающиеся интерпретировать ситуации, в которых оказываются игроки, на основе базы данных с изначальными паттернами ИИ. В конечном итоге игроки возвращаются и отдают свой отчёт учёным.
ТРЕК 2. ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ТРАНСФОРМИРУЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ
Передовые технологии обучения (advanced learning technologies) трансформируют ландшафт современного образования во всем мире и вызывают широкие дискуссии: в разные годы на пике интереса были МООКи, “перевернутый класс”, мобильное обучение, мейкерство. В 2020 году, по версии EduCAUSE, тренды задают искусственный интеллект, адаптивное обучение, учебная аналитика, педагогический дизайн и дизайн пользовательского опыта, открытые образовательные ресурсы, виртуальная и дополненная реальность. Проекты и исследования в области внедрения данных технологий в образование рассматриваются на секциях конференции, с акцентом на вопросах: какие проблемы решает данная технология/продукт/решение? Каков ее потенциал для значительного и позитивного влияния на результаты обучения? Каков риск отторжения, невосприимчивости? Какой уровень институционального финансирования потребуется для внедрения?
Секции:
2.1. Искусственный интеллект и адаптивное обучение
Технологии искусственного интеллекта активно внедряются в образование, используются для адаптации обучения под индивидуальные потребности обучающегося. Адаптивные технологии становятся важным дополнением к набору образовательных технологических инструментов, обслуживающих широкую образовательную практику персонализированного обучения. Секция рассматривает проекты и продукты в данной области, а также широкий круг вопросов, связанных с их внедрением.
2.2. VR и AR - технологии в обучении: разработка, применение, экспертиза результатов
Секция обсуждает использование возможностей виртуальной и дополненной реальности в образовании. AR, VR, MR, RR, XR – технологии будущего, инструменты создания уникального опыта обучения, но вопросы их эффективности и безопасности, стоимости и возможности масштабирования все еще открыты.
2.3. Использование открытых образовательных ресурсов в учебном процессе - трудности интеграции
Секция обсуждает вопросы: как повлияет внедрение открытых образовательных ресурсов на качество образования? Какие риски возникают при переводе части учебного процесса в дистанционный формат? Как это сказывается на мотивации и глубине освоения дисциплин студентами? Какие дополнительные преимущества получает преподаватель и студент в онлайн-среде и как инструменты учебной аналитики и искусственный интеллект помогают повысить эффективность обучения?
Специальные мероприятия Трека 2:
На мастер-классе будет представлен новый пилотный проект ТГУ - платформа для изучения иностранных языков, разработанная совместно с промышленным партнером.
Спикер: Кутуева Вита Викторовна, директор по развитию IPR MEDIA
ТРЕК 3. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Секции:
3.1. Технологические решения управления образованием
Данный трек фиксируется на управленческом содержании процесса внедрения образовательных инноваций через использование технологических решений - специализированных платформ и программных решений. Ключевая тема трека - управление образованием на основе данных, учебная аналитика.
3.2. Вызовы управления образовательными инновациями
Образовательные технологии способны качественно изменить образовательный опыт, привлечь новые ресурсы, повысить вовлеченность, а также снять множество барьеров и даже сэкономить. Но всегда ли подобные цели достигаются? Любая инновация вызывает сопротивление, и образовательные учреждения находятся в поиске форматов и регламентов внедрения образовательных инноваций, преодоления “цифрового сопротивления”, экспертизы эффективности передовых образовательных технологий. Это востребует трансформацию компетенций сотрудников, культуры и коммуникаций. Опыт решений этих задач (кейсы, исследования) будет представлен на секции.
3.3. Круглый стол «Высшее образование в условиях пандемии и после нее: вызовы и возможности»
В рамках круглого стола будут представлены результаты сетевого исследования о проблемах и возможностях высшего образования, проявившихся в период пандемии. Исследование было проведено экспертными группами 13 российских университетов и включало изучение проблем преподавателей и студентов при переходе к новой образовательной реальности, анализ состояния цифровой инфраструктуры вузов, определение соответствия содержания и технологий образования особенностям модели смешанного обучения. В интерактивной форме участникам будет предложено отнестись к выработанным экспертной группой мерам по развитию системы высшего образования в условиях пандемии и после нее.
Участники: представители НИУ ВШЭ, РАНХиГС, УрФУ, БФУ им.Канта, ДВФУ, ТГУ и др.
Специальные мероприятия Трека 3:
Данное мероприятие будет посвящено новым технологиям, применяемым для обучения в медицинском образовании. В эпоху пандемии медицинские вузы столкнулись с проблемой очного обучения, невозможностью отработки практической составляющей в медицине. Планируется обсуждение проблем и будет представлен опыт разных медицинских вузов в период существования новой коронавирусной инфекции. Ключевая тема мероприятия - обучение студентов и повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала в период пандемии, вызовы времени и новые технологии
ТРЕК 4. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И СФЕРЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Секции:
4.1. Международные научные методические центры (МНМЦ): опыт реализации программ
На секции будут рассматриваться вопросы, связанные со спецификой подготовки кадров для сферы IT в целом, и для сферы искусственного интеллекта в частности. Какие требования предъявляются к выпускникам вуза в связи с переходом к новому технологическому укладу? Какие способы развития востребованных компетенций эффективны? Как необходимо перестроить образовательную программу, чтобы на выходе получить востребованного на рынке специалиста?
4.2. Питч-сессия «ТГУ и компании EdTech: состыковка»
Питчи EdTech - компаний и команд в ТГУ, поиск перспективных проектов в области образовательных технологий, поиск и обсуждение схем коллаборации, нетворкинг. Если вы заинтересованы в участии как потенциальный партнер ТГУ - обязательно укажите это при регистрации, и мы предварительно свяжемся с вами.
Даты Школы: 30 ноября – 16 декабря https://mooc.tsu.ru/ru/siberian_school_mooc/
Томский государственный университет входит в список лидеров в развитии онлайн-обучения в России, входит в мировой топ-30 партнеров крупнейшей международной онлайн-платформы Coursera по качеству и количеству представленных онлайн-курсов. Более 90 массовых открытых онлайн-курсов ТГУ размещены на международных и российских образовательных онлайн-платформах. Томский государственный университет имеет успешный опыт создания корпоративных онлайн-курсов «под ключ». Цель проведения XI Сибирской школы МООК – обмен опытом университетов в разработке и использовании массовых открытых онлайн-курсов и мнениями об их роли в решении задач по модернизации образовательной деятельности
Школа прикладного анализа данных
Даты Школы: 09 – 12 декабря https://opendata.university/school_bd
Школа ориентирована на исследователей и преподавателей из разных областей наук: социологов, технических специалистов, политологов, лингвистов и посвящена разработке прикладных проектов в рамках Программы стратегического академического лидерства, а также с использованием машинного обучения и искусственного интеллекта в образовательных целях.
В программе мероприятия – онлайн-лекции и практические занятия от исследователей Томского государственного университета, мастер-классы с участием представителей технологических партнеров, где будут использованы практические инструменты для работы с большими данными, визионерские лекции от ведущих экспертов в области анализа и управления на основе данных. В ходе групповой работы участники с помощью экспертов смогут сформировать собственные проекты и подготовят «дорожную карту» будущих исследований. Помимо новых знаний и навыков ключевым результатом Школы станут новые лаборатории и центры компетенций с исследовательскими и прикладными проектами в Вашем университете.
Технологические партнеры Школы – АО Крибрум, ООО «Форексис», ООО «Megaputer Intelligence», Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
Школа «Педагогический дизайн смешанного обучения»
Даты Школы: 07 – 26 декабря http://learning-design.tsu.ru/
Основной целью педагогического дизайна является создание учебной среды, обеспечивающей качество преподавания и образовательных мероприятий. Педагогический дизайн включает полный цикл планирования - от анализа потребностей и целей, разработки учебных материалов до момента их реализации и оценки эффективности. Программа школы «Педагогический дизайн в смешанном обучении» включает 5 интенсивных модулей - 5 ключевых этапов педагогического дизайна. Участников школы ждет активное обучение в режиме онлайн: лекции, мастер-классы от ведущих российских и иностранных экспертов, индивидуальные консультации и самостоятельная работа в рабочих тетрадях. В результате обучения участники научатся анализировать запрос аудитории, их цели, ожидания, необходимые для обучения ресурсы; проектировать и трансформировать свой образовательный продукт (курс, программу, модуль) под разные аудитории и цели основательно и последовательно в смешанном формате; разрабатывать план занятия, методы организации контента, практическую часть, систему оценки и обратной связи; внедрять, понимая мотивацию аудитории, используя разные типы занятий и виды учебной деятельности; оценивать свой результат и улучшать его с каждым разом.
Организационный комитет конференции
Сопредседатели организационного комитета:
Галажинский Э.В., ректор ТГУ, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО (г. Томск)
Заместитель председателя организационного комитета:
Другова Е.А., кандидат философских наук, директор НОЦ Институт передовых технологий обучения ТГУ (г. Томск)
Программный комитет конференции
Председатель программного комитета:
Шепель М.О., кандидат исторических наук, директор ИДО ТГУ. Советник при ректорате ТГУ. (г. Томск)
Заместитель председателя программного комитета:
Дубровская В.С., заместитель директора ИДО ТГУ по электронному образованию. (г. Томск)